Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью реализации стоящих перед системой образования задач, определенны Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 г. (далее – Программа), таких как духовно-нравственное, поликультурное, экологическое, семейное, правовое, экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и культуры быта и досуга, профилактика противоправного поведения. А также необходимостью достижения цели Программы, которая заключается в создании условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося, что обеспечивается комплексом мер и мероприятий самого разного свойства.
Цель инновационной деятельности – комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационной деятельности:
- проанализировать нормативные правовые документы, методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности по созданию комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса;
- разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях взаимодействия учреждений образования, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве инновационного инструментария педагогического воспитания и ведения образовательного процесса и определить механизм ее внедрения;
- внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования инновационную модель, объединив усилия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи;
- инкорпорировать существующие службы школьной медиации в инновационную модель и структуру организационно-педагогических, методических и практических условий, созданных в учреждениях образования;
- создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в учреждениях образования конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения инновационной модели;
- активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования и социуме;
- создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия;
- изучить, оценить, обобщить результаты работы участников инновационной деятельности и обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики;
- разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Основные направления и методы работы в рамках инновационной модели:
- Организационно-методическая работа:
- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, круглых столов, практикумов, вебинаров, иных мероприятий по вопросам внедрения медиативных технологий в образовательный процесс; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;
- участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере школьной медиации, создания безопасной и бесконфликтной среды в учреждении образования;
- организация методических консультаций по структуре и содержанию внедряемой инновационной модели.
- Научно-методическая работа:
- проведение научно-исследовательской работы по созданию механизмов и инструментов программ медиации, разрешения и предупреждения конфликтов, адаптации медиативных технологий в образовательном процессе учреждений образования;
- подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов, участие социальных и педагогических проектов для участия в вебинарах, фестивалях, конференциях и др. мероприятиях по направлениям инновационной деятельности;
- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся в рамках международного взаимодействия по повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды, внедрения инновационных медиативно-восстановительных способов, механизмов и инструментов разрешения и предупреждения конфликтов;
- Информационно-методическая работа:
- формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- формирование медиатеки в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;
- организация и осуществление международного взаимодействия на уровне учащихся и педагогов
- создание сети ресурсных центров и трансляция опыта взаимодействия с социальными партнерами, в том числе сетевое, по вопросам внедрения медиативных технологий в процесс воспитания подрастающего поколения.
В рамках обозначенных направлений будут организованы мероприятия по внедрению инновационной модели развитию медиации в системе образования с учетом уже имеющегося опыта и накопления нового, направленные на создание партнерской сети организаций по сотрудничеству, включая семейный и международный аспекты.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
- Организация на основании принципов медиации и других медиативных технологий активного сотрудничества семьи и учреждений образования, направленного на координацию совместного вклада в воспитание и образование обучающегося;
- Включение законных представителей обучающихся в совместную деятельность путем организации участия с использованием медиативных технологий в совместных делах, включая школьную службу медиации, и разнообразных мероприятиях в сотрудничестве с обучающимся;
- Создание сети партнерских организаций, оказывающих профессиональную помощь медиативного, психологического и иного характера обучающимся и их законных представителям, что сделает такую помощь оперативной и доступной;
- Дальнейшее развитие конфликтологической, коммуникативной и медиативной компетенций всех участников образовательного процесса, их эмоционального интеллекта, знаний управления конфликтным взаимодействием, позволяющим сохранять социально-психологический самоконтроль в различных жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим в снижении уровня тревожности и проявления агрессивности, успешно адаптироваться к стремительно изменяющимся внешним условиям жизни в обществе.
- Развитие у обучающихся лидерских качеств и определение профессиональной ориентации на основании самореализации путем овладения компетенциями эффективной межличностной коммуникации и организации сотрудничества на разных уровнях взаимодействия в коллективах.
- Организация различных форм международного сотрудничества между учреждениями образования, родителями (законными представителями), обучающимся Республики Беларусь и зарубежных стран, направленных на формирование умения жить и сотрудничать в поликультурном мире;
- Своевременное квалифицированное реагирование со стороны групп участников образовательных отношений на проявления обострений конфликтного взаимодействия, позволяющее осуществлять коррекцию их деструктивных последствий для широкого круга участников и профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних.