Инновационная деятельность. Школьная служба медиации

   

   Территория                                              ПОНИмания            

Может ли школа быть без конфликтов?
При ежедневном взаимодействии большого к
оличества участников образовательных отношений без ситуаций, проявляющих разногласия, обойтись вряд ли возможно

Конфликты в школе всегда были и будут, они неизбежны и неотвратимы. Часто их воздействие на человека разрушительно. 

Как избежать конфликта? Как профессионально выйти из него? С кем взаимодействовать?

С 2022 года наше учреждение образования реализует инновационный проект "Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса"

  Школьная медиация направлена на то, чтобы освободить нас от страха перед конфликтом и его неконтролируемыми последствиями.

Инновационный проект "Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса

Срок реализации проекта: 2022-2025 г.г.
развернуть

 

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

     Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью реализации стоящих перед системой образования задач, определенны Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 г. (далее – Программа), таких как духовно-нравственное, поликультурное, экологическое, семейное, правовое, экономическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и культуры быта и досуга, профилактика противоправного поведения. А также необходимостью достижения цели Программы, которая заключается в создании условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности обучающегося, что обеспечивается комплексом мер и мероприятий самого разного свойства.

     Цель инновационной деятельности – комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания. 

   

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационной деятельности:

  • проанализировать нормативные правовые документы, методическую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности по созданию комплексной системы действенных предупредительных мер и минимизации конфликтности между участниками образовательного процесса;
  • разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях взаимодействия учреждений образования, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве инновационного инструментария педагогического воспитания и ведения образовательного процесса и определить механизм ее внедрения;
  • внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования инновационную модель, объединив усилия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи;
  • инкорпорировать существующие службы школьной медиации в инновационную модель и структуру организационно-педагогических, методических и практических условий, созданных в учреждениях образования;
  • создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в учреждениях образования конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения инновационной модели;
  • активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования и социуме;
  • создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия;
  • изучить, оценить, обобщить результаты работы участников инновационной деятельности и обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики;
  •  разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

 

Основные направления и методы работы в рамках инновационной модели:

  1. Организационно-методическая работа:

- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, круглых столов, практикумов, вебинаров, иных мероприятий по вопросам внедрения медиативных технологий в образовательный процесс; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;

- участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере школьной медиации, создания безопасной и бесконфликтной среды в учреждении образования;

- организация методических консультаций по структуре и содержанию внедряемой инновационной модели.

  1. Научно-методическая работа:

- проведение научно-исследовательской работы по созданию механизмов и инструментов программ медиации, разрешения и предупреждения конфликтов, адаптации медиативных технологий в образовательном процессе учреждений образования;

- подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов, участие социальных и педагогических проектов для участия в вебинарах, фестивалях, конференциях и др. мероприятиях по  направлениям инновационной деятельности;

- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся в рамках международного взаимодействия по повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды, внедрения инновационных медиативно-восстановительных способов, механизмов и инструментов разрешения и предупреждения конфликтов;

  1. Информационно-методическая работа:

- формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

- изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

- формирование медиатеки в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

- организация и осуществление международного взаимодействия на уровне учащихся и педагогов

- создание сети ресурсных центров и трансляция опыта взаимодействия с социальными партнерами, в том числе сетевое, по вопросам внедрения медиативных технологий в процесс воспитания подрастающего поколения.

В рамках обозначенных направлений будут организованы мероприятия по внедрению инновационной модели развитию медиации в системе образования с учетом уже имеющегося опыта и накопления нового, направленные на создание партнерской сети организаций по сотрудничеству, включая семейный  и международный аспекты.

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

- Организация на основании принципов медиации и других медиативных технологий активного сотрудничества семьи и учреждений образования, направленного на координацию совместного вклада в воспитание и образование обучающегося;

- Включение законных представителей обучающихся в совместную деятельность путем организации участия с использованием медиативных технологий в совместных делах, включая школьную службу медиации, и разнообразных мероприятиях в сотрудничестве с обучающимся;

- Создание сети партнерских организаций, оказывающих профессиональную помощь медиативного, психологического и иного характера обучающимся и их законных представителям, что сделает такую помощь оперативной и доступной;

- Дальнейшее развитие конфликтологической, коммуникативной и медиативной компетенций всех участников образовательного процесса, их эмоционального интеллекта, знаний управления конфликтным взаимодействием, позволяющим сохранять социально-психологический самоконтроль в различных жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим в снижении уровня тревожности и проявления агрессивности, успешно адаптироваться к стремительно изменяющимся внешним условиям жизни в обществе.

- Развитие у обучающихся лидерских качеств и определение профессиональной ориентации на основании самореализации путем овладения компетенциями эффективной межличностной коммуникации и организации сотрудничества на разных уровнях взаимодействия в коллективах.

- Организация различных форм международного сотрудничества между учреждениями образования, родителями (законными представителями), обучающимся Республики Беларусь и зарубежных стран, направленных на формирование умения жить и сотрудничать в поликультурном мире;

- Своевременное квалифицированное реагирование со стороны групп участников образовательных отношений на проявления обострений конфликтного взаимодействия, позволяющее осуществлять коррекцию их деструктивных последствий для широкого круга участников и профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

 

 

свернуть

Школьная служба медиации

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей – субъектов образовательных отношений: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации. Общению с людьми как важнейшей жизненной необходимости нигде не учат, а сами мы учимся искусству общаться пока ещё очень плохо, о чём свидетельствует множество конфликтов в самых разных сферах нашей жизни. С 1 сентября 2022 года наше учреждение включилось в реализацию проекта "Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса"
развернуть

  

   Преодоление между социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями воспитательной и социальной среды, необходимостью создания безопасной, бесконфликтной среды в семье, учреждениях образования, социуме и недостаточным использованием в этом процессе инновационных форм и методов; необходимостью обеспечения безопасности и законопослушного поведения несовершеннолетних, их социальной адаптации.  противоречий, актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса».

   С 1 сентября 2022 года наше учреждение включилось в реализацию данного проекта. В ходе проекта в школе будет создана Служба медиации.

   Школьная служба медиации — это коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий медиативные технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики восстановительной медиации.

Цель Школьной службы медиации:

создание условий для формирования психологической культуры, межличностных отношений, гармонизации между участниками образовательных отношений в школе.

Задачи Службы:

сформировать коммуникативные навыки,

обучить участников образовательных отношений безопасным формам поведения при урегулировании конфликтов и разрешении споров;

 обучать осознанию личной и гражданской ответственности;

 оказывать помощь участникам образовательных отношений в урегулировании возникшего конфликта и разрешении спора;

 организовать просветительские мероприятия и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах программ урегулирования конфликтов и разрешения споров.

проводить программу восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулировании конфликтов и разрешения споров в качестве стороны спора (конфликта).

   

Поступление информации в Школьную службу медиации

     Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме).

 

Контакты:

Медиатор ГУО «Средняя школа № 18 г.Бреста»:

Ирина Георгиевна Кароза, педагог-психолог

(кабинет психолога).

свернуть

План мероприятий по реализации проекта на 2023/2024 учебный год

                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                          Директор СШ № 18

                                                                                                              ________ О.А.Голубева

                                                                                     31.08.2023 г.

 

План мероприятий

по реализации инновационного проекта «Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

 на 2023 / 2024 учебный год

п/п

Мероприятие

Форма проведения

Срок

Участники

Ответственные

1.

Организация работы Школьной службы медиации

сентябрь

Члены ШСМ

Руководитель ШСМ

Кароза И.Г.

  2.

Ведение раздела сайта школы по инновационной деятельности. Освещение деятельности по реализации плана мероприятий

В течение учебного года

 

Зам.директора по ВР

Гук Е.Г.

3.

Оформление стенда «Школьная служба медиации»

В течение года

 

Кароза И.Г.

 члены службы

  4.

 

 Проведение заседаний Школьной Службы Медиации

В течение учебного года

Члены ШСМ

Педагог-психолог

Кароза И.Г.

 5.

 Неделя позитива «Двигайся по жизни с позитивом»

сентябрь

Учащиеся

1 – 11 классов

Кароза И.Г.,

Малич Е.С.,

Романюк О.В.

6.

Семинары-тренинг «Основные технологии разрешения и управления конфликтами, способствующие выстраиванию позитивных отношений педагогов, родителей и детей в школе»

сентябрь

Педагоги,

 члены инновационной группы

Педагог-психолог

Кароза И.Г.

7.

Проведение классных часов:

«Как мы понимаем, что друг друга понимаем?» (6-е)

«Самооценка и уровень притязаний» (8-ые)

«Слагаемые успеха» (9-ые)

сентябрь

Учащиеся 6 – 9 классов

Члены ШСМ,

Кароза И.Г.,

кл. рук.

8.

Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, обучающихся) о задачах и работе школьной службы медиации: выпуск буклетов, оформление стенда, выступления на классных часах

Сентябрь-октябрь

Члены ШСМ

ШСМ

9.

Семинар-тренинг «Особенности конфликтной коммуникации в детском и подростковом коллективах. Буллинг как форма проявления конфликта детей и подростков»

октябрь

Педагоги,

 члены инновационной группы

Кароза И.Г.

10.

«Равный обучает равного»: занятие с новой группой волонтеров

октябрь- май

Учащиеся

Члены ШСМ

11.

Педагогический совет «Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтов»

ноябрь

Педагоги

Голубева О.А., Гук Е.Г.

12.

Семинар-тренинг «Управление конфликтами в детском коллективе»

ноябрь

Члены инновационной группы

Кароза И.Г.

13.

Оформление кабинета медиации

ноябрь-декабрь

Члены ШСМ

Голубева О.А., Кароза И.Г.

14.

Серия классных часов «Давайте жить дружно»

ноябрь-февраль

Учащиеся

2-4 классов

Члены ШСМ, Малич Е.С. Романюк О.В.

15.

Семинар «Педагог как посредник в разрешении конфликтов»

декабрь

Педагоги

члены инновационной группы

Кароза И.Г.

16.

Семинар «Медиация как особый вид переговоров. Принципы медиации»

январь

Педагоги

члены инновационной группы

Кароза И.Г., Романюк О.В.

17.

Родительская конференция «Медиативные технологии в школьной среде»

февраль

Родители

Гук Е.Г.,

 Кароза И.Г., Романюк О.В.

18.

Семинар «Этапы медиации. Функции медиатора»

февраль

Педагоги

члены инновационной группы

Кароза И.Г., Малич Е.С.

19.

Неделя психологии

февраль

Учащиеся 5 - 11

Кароза И.Г., Малич Е.С.

20.

Серия классных часов «Искусство общаться»

март - май

Учащиеся 5 – 7 классов

Члены ШСМ, Кароза И.Г., Романюк О.В.

21.

Семинар «Использование медиативных технологий в работе педагогов с семьями учащихся»

март

Педагоги

члены инновационной группы

Кароза И.Г., Романюк О.В.

22.

Неделя толерантности «Территория ПОНИмания»

март

Учащиеся 1 - 11

Кароза И.Г., Малич Е.С., Романюк О.В.

23.

Семинар «Применение восстановительной программы «Круг сообщества» как профилактика конфликтов»

апрель

Педагоги

члены инновационной группы

Кароза И.Г., Романюк О.В.

24.

Анализ и сбор информации о конфликтных ситуациях

 

По мере поступления случая в работу

Учащиеся

Кароза И.Г.,

члены ШСМ

25.

Проведение бесед направленных на примирение и решение проблемы

По мере поступления случая в работу 

Учащиеся

Члены ШСМ

26.

Сотрудничество с Советом профилактики школы

1 раз в месяц

 

Члены службы

27.

Организация и проведение районного семинара

2 полугодие

Педагоги района

Голубева О.А., Гук Е.Г.,

Кароза И.Г.

свернуть
1 ноября, вторник

Положение о Школьной службе медиации

подробнее...
13 апреля, суббота

Семинар-практикум "Применение восстановительной программы "Круг сообществ" как профилактика конфликтов и формирование жизнестойкости"

подробнее...