Рекомендации педагогам

Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку пережить горе (потерю близкого человека)

Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкива­ется с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повсе­дневной жизни. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать ощущение ком­форта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обста­новка в школе резко отличается от тягостной домашней атмо­сферы.

Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности быстрее после похорон. Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учи­телями и товарищами требует известного мужества. Пережив­шие горе люди знают, как порой болезненно воспринимаются любые слова даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то чуткие в обычное время, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему стра­дающему товарищу, чем взрослые по отношению к его родите­лям. Тем не менее, учителя должны следить за тем, чтобы ребен­ка не дразнили и не задирали.

Когда ребенок придет школу, учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равнодушия со стороны учителя.

В шко­ле должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из детей может бытьназначен «опекуном» такого ребенка; возможно, это будет кто-то, имеющий аналогичный опыт и могущий при необходи­мости поддержать ребенка.

Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются пер­выми, кто замечает симптомы неблагополучия.

 

Рекомендации для учителя:

  1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потеряв­шего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к  уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.
  2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объяс­ните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удоб­ное для этого время. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку по­чувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе   и делайте это сами.
  3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся собрать лучших друзей ребенка, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
  4. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого («Ты очень любил маму, и я это понимаю.Очень грустно, что она умерла»). Покажите ему также, что можно улыбаться и смеяться.
  5. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ним изменения в пове­дении ребенка, в его привычках.

Учитель должен со вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить по­здравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооружен­ный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной по­мощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, часто полез­ной оказывается и семейная терапия.

Как должны реагировать одноклассники на возвращение в школу ребенка, переживающего утрату?

Не следует избегать общения с одноклассником, потерявшим близкого человека из боязни причинить ему боль, напомнив о его горе. Ведь еще тяжелее для него потерять в этот тяжелый период друзей, с которыми он мог бы поделиться своими переживаниями, оказаться один на один со своей бедой. Если ребенок сам затевает разговор о потерянном близком человеке, не нужно переводить разговор на другую тему, а лучше поддержать его. Но самому специально затевать такие разговоры не стоит. Общение должно остаться естественным, таким же, каким оно было раньше.

Школьников надо научить, как правильно выражать соболезнования ребенку. Ему может стать легче, когда он узнает, что его горе понято, и что он может поговорить об этом со своими друзьями. Можно начать разговор так: «Я знаю, что твой папа умер, и очень огорчен из-за этого. Я понимаю, что ты чувствуешь, что тебе тяжело. Я очень рад твоему  возвращению в школу. Хорошо, что ты снова с нами. Мы тебя ждали». Для ребенка, пережившего дома трагедию, важно знать, что он не одинок в своем горе, и что в школе все осталось по-прежнему, и тут все хорошо.

Не стоит пугаться или сильно обижаться, если у ребенка будут наблюдаться перепады настроения. Он может вдруг начать плакать, может стать очень тихим и послушным или, наоборот, раздражительным и обидчивым. Ему просто надо иметь возможность проявить, отреагировать свое горе и все отрицательные эмоции, которые накапливаются у него в душе. Он ведет себя необычно, т.к. сам еще до конца не понимает, что ему теперь делать, как себя вести дальше. В течение многих месяцев, даже всего первого года острые эмоциональные вспышки ребенка могут омрачать такие события, как Новый год, день рождения и другое праздники.  Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает.

При желании можно всем классом написать ребенку открытку с соболезнованиями.

Одноклассникам могут проявлять заботу о ребенке. Знание того, что одноклассники заботятся о тебе, может помочь многим детям, переживающим горе.

свернуть

Рекомендации для классного руководителя и педагогов учебных заведений по профилактике суицидального поведения среди подростков и работе с учащимися «группы риска»

  1. Классным руководителям и всем учителям необходимо отслеживать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей.
  2. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т. п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные успехи, а эмоциональное благополучие ребенка.
  3. При выявлении суицидальных симптомов необходимо обратиться за помощью к педагогу-психологу или социальному педагогу, незамедлительно сообщить родителям и администрации школы.
  4. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на развитие стрессоустойчивости, отработку техник принятия верных решений в различных жизненных ситуациях, правил поведения в конфликте и т.п. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, позитивном прогнозе на будущее, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни других людей, художественной литературы, СМИ.
  5. Недопустимо открытое, прямое, публичное обсуждение с учениками суицидальных случаев.
  6. Информировать детей о службах помощи и телефонах доверия.
свернуть

Рекомендации педагогам по оказанию помощи подростку в кризисной ситуации

Если ребенок, на ваш взгляд, оказался в стрессовой, кризисной ситуации и/или склонен к суициду (имел в прошлом попытки к самоубийству):

  • Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.
  • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Не   игнорируйте предупреждающие знаки.
  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, не говорите: "Конечно, твоя семья тебе поможет", если вы не уверены в этом.
  • Дайте знать ребенку, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.
  • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  • Постарайтесь узнать, есть у ребенка план действий. Конкретный план - знак реальной опасности.
  • Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте упрощенных решений типа: "Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше".
  • Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
  • Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти иное решение.
  • Помогите найти людей или места, которые помогли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.
  • Помогите подростку понять, что присутствующее чувство безнадежности, опасности не будет длиться вечно.
свернуть

Полезные привычки для жизни без стресса

Своему организму очень легко навредить, если воспринимать все неприятности и проблемы очень близко к сердцу. Именно по этой причине важно закалять себя не только физически, но и психологически. Так вы сможете с легкостью выстоять перед любыми невзгодами. Чтобы легко противостоять стрессу, выработайте несколько полезных привычек:

  1. Высыпайтесь. Бессонница является главным симптомом того, что ваш организм испытывает нервное напряжение. Соблюдайте режим сна. Считается, что нормальный сон должен длиться не менее 7-8 часов. Не ложитесь спать сразу после плотного ужина. Дайте своему мозгу время для того, чтобы расслабиться и подготовиться ко сну. Вам поможет ванна с травяными отварами или ароматическими маслами. Отдавайте предпочтение цветкам боярышника, календулы, валерианы, душицы, перечной мяты, листьям крапивы.
  2. Избегайте шума. Большинство людей не могут заснуть без телевизора. Мы его используем в качестве фона. Это увеличивает нагрузку на вашу нервную систему. Используйте телевизор только для просмотра определенных программ. В остальное время лучше слушать приятную и спокойную музыку, а не включенный телевизор. Опыт показывает, что люди, слушающие классическую музыку, имеют ровный пульс и нормальное давление.
  3. Проводите больше времени на свежем воздухе. Наш организм, а больше всего - наш мозг и сердце, нуждаются в постоянном притоке кислорода. Загрязненная атмосфера, недостаток свежего воздуха приводит к утомляемости, снижению внимания, а при длительном кислородном голодании, к необратимым последствиям для организма. Долгие прогулки в лесу или парке вам будут только на пользу. Прогулки перед сном на свежем воздухе также помогут справиться с бессонницей.
  4. Измените свое питание. Полноценное и сбалансированное питание обеспечит организм всеми питательными веществами и витаминами. А это очень важно, чтобы организм справлялся с нагрузками, стрессовыми ситуациями, восстанавливался и был в тонусе. Лучше получать витамины из свежих продуктов, но если для вас это не всегда возможно, то добавьте в рацион витаминно-минеральные комплексы.
  5. Займитесь спортом. Ежедневные физические упражнения укрепляют связки, развивают мышцы и костную систему. Кроме того, они дисциплинируют, делая вас спокойнее и уравновешеннее. Организм во время тренировок выделяет эндорфины - гормоны счастья. Всего 30 минут интенсивной физической нагрузки повышают уровень эндорфинов в организме в 5-7 раз, а эффект держится полтора-два часа.
  6. Смотрите на все философски. Вы должны не только быть рассудительны, но и воспринимать промахи и неудачи как естественные составляющие жизни. Не нужно впадать в крайности, ведь трудности нужны только для того, чтобы их преодолевать. Мыслите позитивно! Именно это позволит вам иметь крепкие и здоровые нервы.
  7. Используйте водные процедуры. Нервную систему лучше всего укрепляет плавание. Вода успокаивает, закаливает и стимулирует нервные окончания кожи. Утром полезен контрастный душ, укрепляющий центральную нервную систему. Вечером используйте ванну или теплый душ. Контрастный душ станет отличной тренировкой для нервов, сосудом и всего организма.
свернуть

Дети-изгои: КАК ПОМОЧЬ?

  1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.

Пример:

Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво, кто-то из одноклассников злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, то в этом нет ничего смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.

  1. Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.

Пример:

Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Фу! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, можно поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь с тобой дело?»

  1. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.

Пример:

С Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность – он описался на уроке. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учителя стали обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, зачитывали его работы, просили делать доклады. Скоро ребята обратили внимание на то, как много Витя знает, как интересно может рассказывать, эти его качества вышли на первый план, а о происшествии все забыли.

  1. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось, после того как он в походе очень артистично рассказывал страшные истории у костра. Я.Л. Коломинский отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представляющих интерес для сверстников определяют его положение в группе. Именно учитель знает о способностях своих учеников и может помочь им проявить себя.
  2. Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном случае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.

Очень травмируют непопулярных детей ситуация распределения по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассниками.

  1. В проблемных классах учителям следует заранее распределить учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми.
  2. Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избежать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных.
  3. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы.
  4. Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом.
свернуть