Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отличается от тягостной домашней атмосферы.
Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности быстрее после похорон. Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует известного мужества. Пережившие горе люди знают, как порой болезненно воспринимаются любые слова даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то чуткие в обычное время, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отношению к его родителям. Тем не менее, учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали.
Когда ребенок придет школу, учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равнодушия со стороны учителя.
В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из детей может бытьназначен «опекуном» такого ребенка; возможно, это будет кто-то, имеющий аналогичный опыт и могущий при необходимости поддержать ребенка.
Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучия.
Рекомендации для учителя:
- Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления.
- Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
- Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся собрать лучших друзей ребенка, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
- Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого («Ты очень любил маму, и я это понимаю.Очень грустно, что она умерла»). Покажите ему также, что можно улыбаться и смеяться.
- Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Учитель должен со вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, часто полезной оказывается и семейная терапия.
Как должны реагировать одноклассники на возвращение в школу ребенка, переживающего утрату?
Не следует избегать общения с одноклассником, потерявшим близкого человека из боязни причинить ему боль, напомнив о его горе. Ведь еще тяжелее для него потерять в этот тяжелый период друзей, с которыми он мог бы поделиться своими переживаниями, оказаться один на один со своей бедой. Если ребенок сам затевает разговор о потерянном близком человеке, не нужно переводить разговор на другую тему, а лучше поддержать его. Но самому специально затевать такие разговоры не стоит. Общение должно остаться естественным, таким же, каким оно было раньше.
Школьников надо научить, как правильно выражать соболезнования ребенку. Ему может стать легче, когда он узнает, что его горе понято, и что он может поговорить об этом со своими друзьями. Можно начать разговор так: «Я знаю, что твой папа умер, и очень огорчен из-за этого. Я понимаю, что ты чувствуешь, что тебе тяжело. Я очень рад твоему возвращению в школу. Хорошо, что ты снова с нами. Мы тебя ждали». Для ребенка, пережившего дома трагедию, важно знать, что он не одинок в своем горе, и что в школе все осталось по-прежнему, и тут все хорошо.
Не стоит пугаться или сильно обижаться, если у ребенка будут наблюдаться перепады настроения. Он может вдруг начать плакать, может стать очень тихим и послушным или, наоборот, раздражительным и обидчивым. Ему просто надо иметь возможность проявить, отреагировать свое горе и все отрицательные эмоции, которые накапливаются у него в душе. Он ведет себя необычно, т.к. сам еще до конца не понимает, что ему теперь делать, как себя вести дальше. В течение многих месяцев, даже всего первого года острые эмоциональные вспышки ребенка могут омрачать такие события, как Новый год, день рождения и другое праздники. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает.
При желании можно всем классом написать ребенку открытку с соболезнованиями.
Одноклассникам могут проявлять заботу о ребенке. Знание того, что одноклассники заботятся о тебе, может помочь многим детям, переживающим горе.