Положение о Школьной службе медиации
01.11.2022Государственное учреждение УТВЕРЖДЕНО
образования «Средняя школа Приказ от 31.08.2022 № ____
№ 18 г. Бреста»
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной службе медиации
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Правовой основой настоящего Положения являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь «О медиации».
- Настоящее Положение определяет основы деятельности Школьной службы медиации, как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 18 г. Бреста» (далее – Школа).
- Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
конфликт (спор) — сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).
Школьная служба медиации (далее — Служба) — коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий медиативные технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики восстановительной медиации.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ СЛУЖБЫ
- Цель Службы: создание условий для формирования психологической культуры, межличностных отношений, гармонизации между участниками образовательных отношений в школе.
- Задачи Службы:
сформировать коммуникативные навыки,
обучить участников образовательных отношений безопасным формам поведения при урегулировании конфликтов и разрешении споров;
обучать осознанию личной и гражданской ответственности;
оказывать помощь участникам образовательных отношений в урегулировании возникшего конфликта и разрешении спора;
организовать просветительские мероприятия и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах программ урегулирования конфликтов и разрешения споров.
проводить программу восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулировании конфликтов и разрешения споров в качестве стороны спора (конфликта).
- Принципы деятельности Службы:
добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон при урегулировании различных конфликтов (споров), исполнения решений и рекомендаций Службы;
конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой (школьным примирителем) и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся преступлении;
нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ
- Служба состоит из куратора, обучающихся Школы, как правило 8-11 классов (участники Службы, «школьные Примирители»), педагога-психолога школы, учителей, обученных из числа педагогов Школы или привлеченных медиаторов. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявившие желание участвовать в работе Службы и прошедшие специальное медиативное обучение медиативным навыкам разрешения конфликтов (споров).
- Куратором Службы может быть педагогический работник Школы, прошедший специальное медиативное обучение и изъявивший желание выполнять обязанности куратора Службы.
- Медиатором может быть физическое лицо, прошедшее специальную медиативную подготовку и имеющее Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь.
- Школьным медиатором может быть физическое лицо (имеющее педагогическое образование) прошедшее специальное обучение медиации и изъявившее желание работать в Школьной службе примирения.
- Куратор Службы любым доступным способом (объявление на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте Школы и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке обучающихся, как правило, 8-11 классов Школы и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация (восстановительные технологии в образовательной среде)».
- Куратор Службы совместно с медиатором проводит по указанному направлению обучение в объеме не менее 30 академических часов, по графику согласно учебному плану.
- О формировании Службы директором школы издается приказ. В случае выбытия кого-либо из числа участников Службы по разным причинам (окончание Школы, переезд в другую местность, личное желание и прочие), на освободившееся место директором Школы утверждается любой участник, выбранный куратором Службы из числа прошедших обучение.
- Приказ о формировании Службы размещается на специальном информационном стенде Службы и в иных коммуникативных средствах для ознакомления.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК РАБОТЫ СЛУЖБЫ
- Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы, письменное заявление в свободной форме посредством подачи через специально установленный в холле «Сундук проблем Школьной службы медиации», и другие способы).
- С момента поступления информации, указанной в пункте 15 настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и медиатором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и другие).
- Если по результатам предварительного обсуждения Служба принимает решение о применении программы урегулирования конфликта (спора) по конкретному случаю (конкретной ситуации), то данное решение оформляется куратором Службы в виде записи в Журнале. Стороны конфликта (спора) извещаются о принятом решении любым доступным способом (по телефону, электронной почте, письменно и т.д.)
- После получения Службой согласия от каждой из сторон конфликта (спора) на участие в программе разрешения конфликта (спора) Служба в кратчайшие сроки любым доступным способом сообщает сторонам конфликта (спора) время и место предварительной индивидуальной встречи. Если участником конфликта (спора) является несовершеннолетний, то требуется также согласие одного из родителей (законных представителей).
- На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе применения программы урегулирования конфликта (спора), выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.
- При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече, программа урегулирования конфликта (спора) включает в себя дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
- Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.
- Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты применения программы разрешения конфликта (спора):
восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния;
осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения;
приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).
- Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.
- Служба по просьбе администрации Школы может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.
ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
- Служба обеспечивается в Школе помещениями и иными возможностями и условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждений, бесед, а также организационными и техническими средствами (бумагой, средствами аудио-, видео- записи, множительной и иной оргтехникой).
- Протоколы, обращения, письма и другие документы Службы хранятся в отдельном месте (в шкафу), расположенном в кабинете педагога-психолога.
- Уполномоченный участник Службы ведет делопроизводство в соответствии с правилами коллегиального органа, которые предполагают комплектование каждого вида документов в отдельной папке и в хронологии, ведение журналов входящей и исходящей документации, ведение журнала устных обращений.
- Расходы на приобретение товаров на организационное и документационное обеспечение деятельности Службы возмещаются из средств Попечительского совета Школы в размере, определяемом Попечительским советом Школы самостоятельно на каждый год.
- Документы от уполномоченного участника Службы прежнего состава к уполномоченному участнику Службы нового состава передаются по Акту приема-передачи, который также хранится в этом шкафу.
ГЛАВА 6
ОТЧЕТ СЛУЖБЫ
- Куратор Службы не позднее 20 мая каждого учебного года составляет и предоставляет Директору и Педсовету Школы Отчет Службы об общих результатах работы Службы за год. Указанный Отчет размещается на сайте Школы.
- Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:
поступивших в Службу обращений (информации),
рассмотренных Службой обращений (информации),
принятых решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров),
На усмотрение куратора Службы в Отчет могут входить краткие описания примеров обращений (информации) с изменением персональных данных, а именно фамилии, имени и отчества обратившихся, а также описания согласованных сторонами решений по ним.
ГЛАВА 7
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
- Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя куратора Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.
- Куратор Службы в течение пяти календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы.
- По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.
- Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений директору Школы.
- Решение директора Школы по результатам рассмотрения жалобы подлежит обжалованию, путем обращения в Педсовет Школы, решение которых, является окончательным и обжалованию не подлежит.
- Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений, утвердивших настоящее Положение, для рассмотрения и утверждения проекта о внесении изменений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голосов.